Параметры рейтинга
Устойчивость и основательность – в этом разделе школа пишет год получения лицензии, аккредитация начальных-средних-старших классов. Возраст школы является одним из безусловных показателей ее «весовой категории». Какими бы ни были благие намерения школы с 3-5-летним возрастом проверку временем они еще не прошли. Школа, которая существует больше 10 лет уже заявила о себе как об учреждении, способном довести первоклассников до выпускного бала, в поступлении детей в вузы и в хороших результатах сдачи государственных экзаменов есть именно ее заслуга. Если школа приближается к своему 20-летию мы уже можем говорить не просто о задачах, но и о достигнутых целях, о традициях, преемственности, сработанном коллективе.
Преподавательский состав. В первую очередь, уровень школы определяется уровнем образования, который она дает учащимся. И хотя не всегда все зависит от педагогов, тем не менее, школа должна состоять из высококлассных специалистов. Опытные педагоги, кандидаты и доктора наук, учителя с присвоенными званиями – данный параметр отражает это «лицо» школы. Кроме того, важно количество педагогов и воспитателей, которое приходится на одного ученика (одно дело, один взрослый на 10 человек, другое – на трех). В школах, где учатся дети из многодетных семей, дети-сироты особенно важно наличие логопеда. Может ли школа удовлетворить всех детей занятиями с логопедами, есть ли в школе психологи отражено в этом разделе таблицы.
«Населенность» и востребованность. Старейшие православные школы появились в то время, когда хотелось противопоставить индивидуальный подход и небольшие классы сплошному общему потоку государственных учреждений, где нередки были классы в 40 человек. В православных гимназиях сохраняются небольшие классы, что является важным фактором при выборе школы для родителей. Но не сказывается ли это на количестве смен, сколько классов существует в параллели – на эти и другие вопросы можно найти исчерпывающие ответы в данном табличном параметре.
Социальная направленность - очень важный параметр для православного учебного заведения. В православных семьях обычно много детей и у родителей не всегда хватает сил дать им все в том же объеме, в котором получают дети в небольших семьях. У родителей не хватает сил, времени и средств и школа должна пойти навстречу: в раках ГПД с детьми делают уроки, с ними дополнительно занимаются логопеды и т.д. То же касается и воспитанников детских-домов. Готовность школы работать с этими детьми, а также наличие инклюзивного образования – заявка школы как социально-ориентированного заведения.
Условия обучения – большой плюс, когда у школы есть собственное здание, когда не висит постоянно угроза того, что отсюда могут попросить в любой момент. Если своего здания нет, то, возможно, школа арендует бывший детский сад, и вокруг нее есть площадка для игр, небольшой сквер для прогулок. Или школа снимает этажи в других зданиях и не имеет собственной территории активного отдыха детей. В это параметр включена информация об охране школы, ни один родитель не хочет, чтобы вход на территорию школы был бы доступен для посторонних.
Индивидуальный подход или отсев - этот параметр еще раз заостряет внимание тех, кто воспользуется исследованием, на серьезности образовательной составляющей школы. Каков конкурс в старшие классы, есть ли отчисление за неуспеваемость, есть ли возможность получить в школе какую-то профессию. Родители часто узнают о школьной жизни своего ребенка на родительских собраниях и посещая дни открытых дверей. Как часто школа выходит на контакт с родителями показывает также этот параметр исследования.
Качество обучения и результаты – достаточно формализованный параметр, где основными показателями являются баллы Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) и Государственной Итоговой Аттестации (ГИА), а также средний балл «Аттестата о среднем образовании». Последнее мы вынесли в отдельную строку, потому что нам важен был показатель не итога, а работы школы в целом. Ведь с помощью репетиторов можно неплохо подготовиться к экзаменам, имеющим прямое отношение к поступлению в вуз, но средний уровень подготовки учащихся по всем предметам дает именно «Аттестат». Также интересно познакомиться с наградами школы в области образования, с количеством медалистов. Показателем высокого уровня образования всегда являлся % учащихся, поступивших в вузы, что также отражено в таблице.
Дополнительное образование – отличие православных школ от государственных часто связано с более интенсивной воспитательной работой. Всевозможные спортивные секции и кружки, занятия искусствами и т.д. образуют целую систему дополнительного образования. Выбирая православное учебное заведение, родители нередко ориентируются именно на внеклассную работу, так как водить ребенка на дополнительные занятия вне школьных стен у большинства православных, чаще всего многодетных родителей нет никакой возможности. В задачу исследования входило не просто показать наличие тех или иных кружков, а % вовлеченных в кружковую жизнь детей.
«Церковность» школы – говоря о православном или православно-ориентированном учебном заведении нам важно было показать, что это не просто название. Отдел религиозного образования и катехизации проводит конфессиональную аттестацию школ, которая должна подтверждать заявленный статус. Наличие конфессиональной аттестации – обязательный параметр, подтверждающий то, что школа православная. Но перед разными школами стоят разные задачи, где-то берут детей только из своего прихода, и если остаются места из других – по благословению духовника, где-то берут детей из воцерковленных семей, а где-то берут всех детей, родители которых хотят, чтобы их дети изучали Основы православной культуры. В последнем случае школы выступает с позиции миссионерской и нередки случаи, когда вслед за детьми в храм приходила и воцерковлялась вся семья. В этом параметре нам также важно было показать наличие специализированные предметы (например, ОПК, Закон Божий, церковное пение, история Церкви и т.д.) и соотнесенность жизни школы с церковным календарем.
Школьные строгости – в одной православной школе девочки должны ходить с покрытыми головами, в другой – косыночку достаточно носить в храме, в большинстве школ обязательна школьная форма. Есть нюансы с украшениями, прической и пользованием в разумных пределах косметикой. Этот параметр исследования – подсказка для родителей. Чтобы в дальнейшем не раздражала излишняя строгость или, наоборот, свобода, имеет смысл сразу знать, какие требования предъявляет школьная администрация к внешнему виду. Разумеется, наиболее остро этот вопрос встанет в подростковом возрасте.
Здоровая среда и атмосфера. К сожалению, не секрет, что количество правонарушений среди подростков в нашей стране растет. Как обстоит дело в православных учебных заведениях, показывает это параметр таблицы. Кроме того, формальное отсутствие нарушителей в школе еще не является показателем высокого уровня воспитательной работы. Контакт с семьей, с родителями, активная внеурочная работа, награды в области внешкольной и воспитательной работы, наличие школьных традиций, приверженность им и детей, и родителей – вот показатели здорового школьного климата. В данном разделе таблицы мы попытались показать именно это.