Главная   Контакты   Карта сайта
 
Инициаторы проекта:
Нескучный сад - Журнал о православной жизни ОТП Банк - Доверяя друг другу
Православный журнал «Нескучный Сад» и ОТП Банк
 
Наши эксперты
О Проекте   Рейтинг школ-2011   Дискуссия
 
Алексей КоровинПрезидент ОТП Банка

Деловое сообщество крайне заинтересовано в росте благосостояния граждан и в гармоничном развитии страны. Улучшения в сфере образования -- прямой к этому путь.

 
Иерей Алексей АлексеевЗаведующий отделом религиозного образования и катехизации РПЦ

«Современная православная школа, как мне кажется, в обязательном порядке должна заниматься привлечением благотворителей. К сожалению, такова современная реальность»

 
Елена ПенскаяДекан факультета филологии НИУ ВШЭ

Я работаю со студентами. Второй, третий, четвертый курсы. Недавние школьники. Хорошие дети. Им многое интересно.

 



   
 

Домашнее обучение: назад к аристократии?

 Не так давно у традиционного школьного образования появилась альтернатива — семейное обучение. Эта форма ежегодно обрастает все большим и большим количеством сторонников во всем мире. Активно распространяется она и у нас. Кого, чему и как учат дома, разбиралась Анастасия ОТРОЩЕНКО.

«Гувернантка». Жан-Батист Шарден. 1739

У меня есть знакомая, Валентина. Все ее дети учились дома, трое из них уже получили аттестат о среднем образовании, четвертая дочка учится в восьмом классе. Валентину привлекает форма домашнего обучения тем, что дети не тратят времени «на ерунду», не ездят в небезопасным общественном транспорте, не задавлены «усредненной программой, рассчитанной на усредненного ученика». Дети прикреплены к экстернату, куда ходят в соответствии со своим индивидуальным графиком, пишут контрольные и самостоятельные, сдают зачеты и экзамены. Они занимаются дома по всем предметам, им помогают родители — папа по техническим и естественным наукам, мама — по гуманитарным, к ним также приходят на дом репетиторы, они занимаются с детьми иностранными языками и музыкой. Родители очень довольны формой обучения и качеством образования своих детей, на вопрос, с кем ребята общаются помимо друг друга, они отвечают, что у них есть много друзей из прихода, с которыми можно провести выходные и праздники. Дети посещают спортивные секции и, таким образом, имеют опыт социализации.

Апологеты семейного образования, или хоумскулинга, говорят, что хотят привить своим детям собственную систему ценностей, а не зависеть от того, какой педагог им попадется. Они не хотят, чтобы самые плодотворные годы были потрачены на казенное учреждение, где дети проводят большую часть дня. Они хотят обезопасить своего ребенка и самостоятельно нести ответственность за него. И в этом родительском желании есть много правильного, привлекательного и хорошего.

Цифры, публикуемые на ресурсах по хоумскулингу (например, на онлайн-версии журнала «Домашний ребенок»), конечно, впечатляют — невероятный процент американских детей, выигравших национальный интеллектуальный конкурс, обучаются дома. Особым, одаренным детям имеет смысл заниматься индивидуально. Но зачем делать из нормального ребенка, которому нужна в равной мере и биология, и математика, и физкультура, и общение, и шалости, и школьная столовая с сосисками, и звонок с урока, искусственное тропическое растение, выращенное в теплице?

Один из любимых аргументов сторонников домашнего образования: до середины XIX века школа, какой мы ее сейчас знаем, не была распространена. Русская аристократия, большинство дворянских детей, то есть тех, кому мы обязаны золотым веком русской культуры, получали образование дома. Это действительно так. Разумеется, приятно помечтать о том, что ты даешь детям образование в традициях русской аристократии, но объем знаний за последние 150-200 лет катастрофически увеличился. Появились новые науки, написаны тысячи новых книг. И дать эти знания без специальной профессиональной подготовки очень сложно.

Случай из жизни: знакомая семья переехала на постоянное место жительства из Москвы в ближайшее Подмосковье. Детей определили в школу в небольшом городке. Примерно к 4 сентября чада из этой православной интеллигентной семьи знали все мыслимые и немыслимые матерные выражения, у одного ребенка был украден портфель, у другого — сменка. 6 сентября родители пошли к директору и договорились с ним о переводе детей на домашнее обучение. Отныне они должны были появляться в школе два раза в год для сдачи экзаменов. Как протекала «учебная жизнь»? Они играли друг с другом, помогали маме по хозяйству, читали книжки, а за три дня до экзаменов садились вместе с родителями за учебники и «вытягивали» все экзамены, имея до этого за плечами опыт учебы в хорошей московской школе, на четверки, а то и пятерки. Через два года старшая дочка решила поступать в медицинское училище, куда надо было сдавать химию. Она пришла к репетитору по химии и на первом занятии с удивлением для себя узнала о существовании таблицы Менделеева. Девочка оказалась очень способной — за 15 занятий она смогла подготовиться к экзаменам и поступила в училище, но родители поняли, что в их случае хоумскулинг — не лучший вариант.

Прежде чем выбрать для себя форму семейного обучения, надо не один раз взвесить, действительно ли это единственная приемлемая форма образования для вашего ребенка. Возможно, какие-то конфликтные ситуации можно разрешить, переведя его в другую школу, а его неординарные способности раскроются в специализированных лицеях и гимназиях. Особенно же внимательным надо быть многодетным родителям, потому что подросток, постоянно сидящий дома, очень легко может превратиться в няньку для младших братьев-сестер, ведь замотанной и ничего не успевающей маме всегда нужны лишние руки. Наша семья — за учебу в школе. При всех плюсах домашнего образования считаю это крайней и исключительной мерой.


Автор новости: Анастасия ОТРОЩЕНКО
 

 



К списку новостей



 

Яндекс.Метрика