Что показало рейтинг-исследование православных школ
Одним из средств информирования общества о жизни школ является рейтинг. Помимо внутренних рейтингов министерства и департаментов образования, есть те, которые предлагают ориентиры родителям — например, основанные на результатах ЕГЭ, количестве медалистов и проч. Можно ли подойти с подобными оценками и к православным школам? Чтобы понять, что объединяет православные учебные заведения и чем они отличаются друг от друга, мы выделили несколько основных параметров, составив портрет православных школ Москвы.
Разные
Православные школы не похожи друг на друга, они создавались с разными целями и задачами и имели разные стартовые условия. Одни школы приходские, в других из православных дисциплин есть только ОПК. В традиционных гимназиях преподают латынь, древнегреческий и не менее двух современных иностранных языков, в каких-то школах большое внимания уделяется внеклассной работе и досугу, а где-то при поступлении предпочтение оказывается детям из многодетных семей, детских домов, инвалидам. У школ разный уровень материально-технической оснащенности и разная стоимость обучения, какие-то школы могут привлекать учителей большими зарплатами и условиями, а в каких-то работают энтузиасты.
Церковность школы
Деление православных школ на миссионерские и приходские, существующее в настоящее время, закладывалось с начала их основания: одни школы создавались на базе прихода или православных классов, вторые ставили целью возродить дореволюционные классические гимназии, традиционно воспитывавшие учеников в духе православного христианства, третьи же начинались как светские и вводили основы Православия, надеясь помочь ученикам и их родителям встать на путь воцерковления.
Если школа относится к миссионерскому типу и не имеет конфессиональных ограничений, то это не означает, конечно, что учиться в таких школах может кто угодно: родители должны быть готовы к тому, что их дети будут находиться в православной среде, участвовать в общешкольных богослужениях и молитвах, изучать основы Православия. В другие школы принимаются или дети из прихода (а при наличии мест — и из других), или только из воцерковленных семей и по рекомендации духовника. Но и это не означает также, что сюда автоматом берут каждого приходского ребенка: нужно пройти собеседование и тестирование по предметам (если ребенок поступает не в 1-й класс).
Во всех без исключения школах есть духовник, совершающий общее духовное руководство учебным заведением и окормление учащихся, есть свой домовый храм (за исключением школы «Ника», изначально она была светской), проводятся общешкольные богослужения, общие молитвы, есть постное меню. У большинства школ жизнь соотнесена с церковным календарем.
Строгости и ограничения, связанные с внешним видом учеников, включают в себя обязательную почти везде школьную форму, аккуратные прически, отсутствие косметики у девочек. А вот наличие платочков у учениц не только во время службы, но и во время уроков требуют лишь в гимназии Сергия Радонежского (г. Сергиев-Посад). И только в одной гимназии — во имя преп.Серафима Саровского — начиная с пятого класса ведется раздельное образование мальчиков и девочек.
Возраст и размеры
Практически все православные школы и гимназии имеют солидный (если учитывать исторические условия) возраст: большинство из них появились в 1990-е годы. Первые православные классы возникали в Москве в 1980-х, однако существовали подпольно: до принятия в 1990 году закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» религиозное образование фактически было запрещено. Однако именно это создало нереализованную потребность в подобных учебных заведениях: первая православная школа открылась в том же 1990 году, а к 1993-му таких школ было уже двенадцать и училось в них около 1,5 тыс. детей.
Уже отметили свой 20-летний юбилей Православная классическая гимназия «Радонеж» и ЦО «Знак», ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского», школа «Во имя Иоанна Богослова». В 1992-1993-х годах появились Елизаветинская гимназия, Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа, Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. Школа «Ника» открылась в 1995-м, гимназия «Эллада» во имя свв. Кирилла и Мефодия — в 1996-м, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского в Сергиевом-Посаде — в 1998-м. Самые молодые — Православная классическая гимназия «София» в Клину (2000) и Димитриевская школа (2003).
Сегодня все православные школы имеют подходящие для образовательного процесса помещения, однако многим в них тесновато.
Свои здания есть лишь у гимназии «Эллада», гимназии во имя преп. Сергия Радонежского и у Свято-Петровской школы. Еще у трех школ есть здания, предоставленные им в безвозмездное пользование: у Свято-Владимирской, у ЦО во имя преп. Серафима Саровского и у гимназии «Радонеж».
Если бы рейтинг проводился по этому параметру, то первое место с большим отрывом заняла бы гимназия «Эллада», владеющая собственным пятиэтажным зданием с большой территорией, на которой есть спортплощадка, стадион, детский городок, футбольное поле и даже маленький «зоопарк» — вольеры с белками и ежом. Размер классов в «Элладе» — 50 кв. метров, на каждого учащегося приходится 17,5 кв. метра — это в среднем в два раза больше, чем у других школ.
Важным критерием для оценки школы является количество учащихся. Небольшие классы, достаточное число педагогов и «семейная» обстановка — отличительная черта всех частных школ, одной из главных задач которых был и остается уход от «массовости» государственных образовательных учреждений, не учитывающих индивидуальные особенности и потребности учеников.
По своему размеру православные школы неодинаковы: открывает список гимназия «Знамение» (120 учеников), а замыкает — школа «Ника» с рекордно большим числом учащихся — 537 (560 с дошкольным отделением). Это уже размер средней государственной школы.
Таблица 1
Название учебного заведения
|
Кол-во учеников
|
Кол-во детей в классе
|
Кол-во детей на одного педагога
|
Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
|
120
|
15
|
4
|
НОУ «Во имя Иоанна Богослова»
|
125
|
8-17
|
5
|
НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин
|
127
|
15
|
6
|
НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»
|
133
|
5-17
|
4
|
АНО ЦО «Знак»
|
147
|
до 12
|
3-4
|
НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»
|
153
|
16
|
3
|
НОУ «Елизаветинская гимназия»
|
160
|
15,5
|
5,3
|
АНО СОШ «Димитриевская»
|
194
|
3-24
|
5
|
НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»
|
200
|
12-15
|
6
|
Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия
|
225
|
15
|
5
|
Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского
|
235
|
16
|
5
|
НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»
|
311
|
8-17
|
5
|
Православная Свято-Петровская школа
|
350
|
14-24
|
5,8
|
НОУ школа «Ника»
|
537
|
до 16
|
10
|
В тех школах, где учится до 200 человек, каждый класс существует в одной параллели (за исключением гимназий «София» и «Радонеж»: в первой начальные классы учатся в две смены, во второй — в начальной школе по два параллельных класса). В остальных классы существуют в две параллели, а у школы «Ника» количество параллелей доходит до пяти.
Во многих школах окончание подготовительных отделений (рассчитанных на год или два) является желательным условием для приема в 1-й класс («своих» детей берут в первую очередь, остальные становятся в «лист ожидания»). Во всех школах (исключение — «Во имя Иоанна Богослова») при поступлении существует конкурс 2-3 человека на место. Самые популярные — все та же школа «Ника», где в среднем 4-5 человек на место (по словам директора школы, в этом году доходило и до 20) и Елизаветинская гимназия, где в разные годы конкурс от 2 до 7 человек. В некоторых школах есть конкурс в старшие классы, хотя данные о выпускниках говорят скорее о минимальном проходном балле при наборе в 10-й класс, чем о реальном конкурсе.
Образование и «успешность»
Как вспоминали люди, стоявшие у истоков создания первых православных школ, основная задача им виделась прежде всего в создании «семейной» обстановки и возможности изучать Закон Божий, а образованию уделялось недостаточно внимания. Негативный опыт советской школы диктовал все делать от обратного: не требовать от учеников прилежания и хороших оценок, не создавать конкурентной среды, только поощрять, но не наказывать. Это сказывалось на качестве образования и дисциплине, школы закрывались.
В современной православной школе дети не только получают хорошее базовое образование, но учиться здесь зачастую сложнее, чем в обычной школе — интеграция православного и общего образовательных компонентов создает повышенную образовательную нагрузку.
Исходя из заявленных целей и задач, православные учебные заведения делятся на общеобразовательные школы, центры образования, гимназии и классические гимназии.
Об образовательном уровне гимназий говорят предметы, изучаемые в качестве гимназического компонента. Это несколько иностранных языков — как современных (английский, немецкий, французский, испанский; а в школе «Знамение» изучаются еще и сербский с новогреческим), так и древних (латынь, древнегреческий, церковнославянский). В гимназии «Эллада», школе «Ника», Елизаветинской гимназии, гимназии «Знамение», ЦО «Знак», в Центре во имя преп. Серафима Саровского есть возможность получить языковые сертификаты. Помимо языков в гимназиях изучают риторику, философию, логику, историю и литературу изучаемого языка, а также деловой этикет, экономику и православное краеведение и т. д.
Если говорить об успешности школ, то можно оценивать их по нескольким параметрам. Во-первых, это количество медалистов и победителей олимпиад. Во-вторых, это количество выпускников. Не секрет, что многие родители, дети которых имеют математические и естественно-научные способности и нацелены на поступление в соответствующие вузы, предпочитают переводить их в старшие классы спецшкол. Таким образом, этот пункт является неформальным показателем доверия к школе со стороны учеников и родителей и говорит о ее успешности ничуть не меньше, чем результаты ЕГЭ. Абсолютным лидером по этому показателю является Православная Свято-Петровская школа — 30 человек, что составляет более четверти выпускников всех 14 школ. А вот данные о том, сколько выпускников поступило в вузы, малоинформативны: практически все сегодняшние выпускники куда-либо да поступают. Это связано с тем, что их количество сегодня фактически сравнялось с количеством бюджетных мест в вузах. Намного важнее то, в какие именно вузы поступают выпускники — это третий фактор. Ну и конечно, учитываются средние баллы ЕГЭ, ГИА и аттестата о среднем образовании.
И если выводить победителя по указанным выше критериям, то становится видно, что им является Православная Свято-Петровская школа: при выпуске 30 человек со средним баллом ЕГЭ 67,34 в школе есть три медалиста (1 золотая и 2 серебряные медали) и победители олимпиад.
Таблица 2
Название
|
Кол-во учеников
|
Кол-во выпускников
|
Поступившие в вузы
|
Средний балл ЕГЭ
|
Средний балл ГИА
|
Аттестат о среднем образовании
|
Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
|
120
|
|
|
—
|
4
|
4,5
|
НОУ «Во имя Иоанна Богослова»
|
125
|
8
|
МГУ, РХТУ им. Менделеева, Институт им. Сурикова, МГТУ им. Баумана, МВА им.Скрябина, РАГС
|
Матем. — 50,8; русс. яз. — 79
|
Матем — 3,4; русс. яз. — 3,75
|
|
НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин
|
127
|
11
|
|
59,4
|
24,4
|
4,3
|
НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»
|
133
|
5
|
ГАУГН, Финансово-юридическая академия, МГУКИ, МГПУ им. Крупской, Государственный институт русского языка им. Пушкина.
|
68
|
4
|
4,1
|
АНО ЦО «Знак»
|
147
|
0
|
—*
|
—
|
|
—
|
НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»
|
153
|
7
|
МГУ, ПСТГУ, РУДН, ММА им. Сеченова, Академия Управления делами президента РФ
|
50
|
-
|
4,6
|
НОУ «Елизаветинская гимназия»
|
160
|
3
|
Московский национальный энергетический исследовательский институт МЭИ, Московская ветеринарная академия им. К. И. Скрябина, Российский университет дружбы народов РУДН
|
55,5
|
3,8
|
|
АНО СОШ «Димитриевская»
|
194
|
3
|
МГУ, МПГУ, ПСТГУ
|
59,8
|
3,6
|
4,2
|
НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»
|
200
|
5
|
|
65
|
25,2
|
4,4
|
Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия
|
225
|
4
|
|
69
|
90
|
4
|
Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского
|
235
|
9
|
90%: МАИ, Российский университет кооперации, ПСТГУ, Регентская школа при Московской духовной академии, Московский государственный областной университет, Московский государственный университет леса, Ярославский театральный институт
|
65
|
Матем. — 4,8; русс. яз. — 4,5
|
|
НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»
|
311
|
8
|
|
|
|
4,7
|
Православная Свято-Петровская школа
|
350
|
30
|
МГПУ, МИРЭА, ПСТГУ,
1-й Медицинский институт, Военный университет МО РФ, 2-й Медицинский институт, МГУ, Полиграфический институт, Горный институт, МГХПА им. Строганова, РНИМУ им. Н.И.Пирогова, МПГУ.
|
67,34
|
Матем: из 41 — 33,10;
русс. яз.: из 33 — 19
|
4,2
|
НОУ школа «Ника»
|
537
|
14
|
|
|
|
|
* В 2011 году в школе «Знак» выпуска не было. В 2010 году средний балл ЕГЭ был 68,5, ГИА — 4,15, аттестат о среднем образовании — 4,15.
Социальная ориентация
Не все родители, выбирая ту или иную школу, ориентируются только на показатели ЕГЭ и количество иностранных языков. Образовательные запросы у всех разные. Более того, не все дети по тем или иным причинам имеют возможность учиться по усиленной гимназической программе — но и им необходимо хорошее образование и православное воспитание. Несмотря на то что в православных учебных заведениях большое количество детей из многодетных семей (рекорд здесь опять принадлежит Свято-Петровской школе — 95%), не все школы могут считаться социально ориентированными. Не везде принимаются дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем: о наличии инклюзивного образования заявили всего 8 школ из 14, при этом чаще всего речь идет о детях с сохранным интеллектом. Отчасти это объясняется тем, что ни одна из православных школ на сегодняшний день не имеет коррекционных классов и специалистов — дефектологов. По одному коррекционному педагогу есть только в четырех школах, психологи есть в восьми школах, а в целом количество логопедов — по одному на 100 детей. Этого явно недостаточно для школ, где около половина учащихся — из многодетных семей. Хорошая ситуация в школе «Знак», центре во имя Серафима Саровского и школе «Ника». А вот как в школе «София» при наличии инклюзивного образования и детей из детдомов обходятся не только без психологов, но и без логопедов, непонятно.
Таблица 3
Название
|
Дети из многодетных семей (%)
|
Инклюзивное образование
|
Дети из детдомов (%)
|
Наличие психолога
|
Наличие коррекционного педагога
|
Наличие логопеда (кол-во на 100 детей)
|
Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине
|
42
|
Есть
|
—
|
Есть
|
Нет
|
1
|
НОУ «Во имя Иоанна Богослова»
|
47
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
|
1
|
НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин
|
38
|
Есть
|
1%
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»
|
47
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
1
|
АНО ЦО «Знак»
|
19
|
Есть, 3%
|
Нет
|
Есть (2 чел.)
|
Нейро-психолог
|
1
|
НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»
|
30
|
Нет
|
1
|
Есть
|
Нет
|
1
|
НОУ «Елизаветинская гимназия»
|
32
|
Есть
|
5 (8 чел.)
|
Нет
|
Нет
|
1
|
АНО СОШ «Димитриевская»
|
68
|
Есть
|
15
|
Нет
|
Есть
|
2
|
НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»
|
63
|
—
|
Нет
|
Есть
|
Есть
|
1
|
Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия
|
10
|
Есть
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
1
|
Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского
|
—
|
Есть
|
Нет
|
Есть
|
Нет
|
0,5
|
НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»
|
45
|
Есть
|
Приемные дети
|
Есть (2 чел.)
|
1
|
1
|
Православная Свято-Петровская школа
|
95
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
Нет
|
0,3
|
НОУ школа «Ника»
|
18,4
|
Нет
|
Нет
|
Есть (7 чел.)
|
Есть
|
1,2
|
Свои причины
Для такого большого мегаполиса, как Москва, где на сегодняшний день около 900 тыс. детей учатся в 1,66 тыс. школах, всего 22 православные школы с 4,5 тыс. учениками — это, безусловно, капля в море (0,5%). Столь малое число учеников объясняется не только отсутствием спроса (как мы видим из анкет, конкурс в эти школы есть), не низким уровнем образования, но ограниченностью школьных площадей, нехваткой средств и невозможностью что-либо изменить в этой ситуации: либо государство должно пойти навстречу частным школам и предоставить им такие же материально-технические условия, как и государственным, либо школы должны поднять плату за учебу, что для большинства из них является заведомо невыполнимым условием. На то, что православные школы создавались в 1990-е годы, а в 2000-х их количество практически не росло, есть свои причины, и связаны они с отсутствием социального заказа со стороны государства.
Ирина КОСАЛС
К списку новостей