Главная   Контакты   Карта сайта
 
Инициаторы проекта:
Нескучный сад - Журнал о православной жизни ОТП Банк - Доверяя друг другу
Православный журнал «Нескучный Сад» и ОТП Банк
 
Наши эксперты
О Проекте   Рейтинг школ-2011   Дискуссия
 
Алексей КоровинПрезидент ОТП Банка

Деловое сообщество крайне заинтересовано в росте благосостояния граждан и в гармоничном развитии страны. Улучшения в сфере образования -- прямой к этому путь.

 
Иерей Алексей АлексеевЗаведующий отделом религиозного образования и катехизации РПЦ

«Современная православная школа, как мне кажется, в обязательном порядке должна заниматься привлечением благотворителей. К сожалению, такова современная реальность»

 
Елена ПенскаяДекан факультета филологии НИУ ВШЭ

Я работаю со студентами. Второй, третий, четвертый курсы. Недавние школьники. Хорошие дети. Им многое интересно.

 



   
 

Что показало рейтинг-исследование православных школ

Одним из средств информирования общества о жизни школ является рейтинг. Помимо внутренних рейтингов министерства и департаментов образования, есть те, которые предлагают ориентиры родителям — например, основанные на результатах ЕГЭ, количестве медалистов и проч. Можно ли подойти с подобными оценками и к православным школам? Чтобы понять, что объединяет православные учебные заведения и чем они отличаются друг от друга, мы выделили несколько основных параметров, составив портрет православных школ Москвы.

Разные

Православные школы не похожи друг на друга, они создавались с разными целями и задачами и имели разные стартовые условия. Одни школы приходские, в других из православных дисциплин есть только ОПК. В традиционных гимназиях преподают латынь, древнегреческий и не менее двух современных иностранных языков, в каких-то школах большое внимания уделяется внеклассной работе и досугу, а где-то при поступлении предпочтение оказывается детям из многодетных семей, детских домов, инвалидам. У школ разный уровень материально-технической оснащенности и разная стоимость обучения, какие-то школы могут привлекать учителей большими зарплатами и условиями, а в каких-то работают энтузиасты.

Церковность школы

Деление православных школ на миссионерские и приходские, существующее в настоящее время, закладывалось с начала их основания: одни школы создавались на базе прихода или православных классов, вторые ставили целью возродить дореволюционные классические гимназии, традиционно воспитывавшие учеников в духе православного христианства, третьи же начинались как светские и вводили основы Православия, надеясь помочь ученикам и их родителям встать на путь воцерковления.

Если школа относится к миссионерскому типу и не имеет конфессиональных ограничений, то это не означает, конечно, что учиться в таких школах может кто угодно: родители должны быть готовы к тому, что их дети будут находиться в православной среде, участвовать в общешкольных богослужениях и молитвах, изучать основы Православия. В другие школы принимаются или дети из прихода (а при наличии мест — и из других), или только из воцерковленных семей и по рекомендации духовника. Но и это не означает также, что сюда автоматом берут каждого приходского ребенка: нужно пройти собеседование и тестирование по предметам (если ребенок поступает не в 1-й класс).

Во всех без исключения школах есть духовник, совершающий общее духовное руководство учебным заведением и окормление учащихся, есть свой домовый храм (за исключением школы «Ника», изначально она была светской), проводятся общешкольные богослужения, общие молитвы, есть постное меню. У большинства школ жизнь соотнесена с церковным календарем.

Строгости и ограничения, связанные с внешним видом учеников, включают в себя обязательную почти везде школьную форму, аккуратные прически, отсутствие косметики у девочек. А вот наличие платочков у учениц не только во время службы, но и во время уроков требуют лишь в гимназии Сергия Радонежского (г. Сергиев-Посад). И только в одной гимназии — во имя преп.Серафима Саровского — начиная с пятого класса ведется раздельное образование мальчиков и девочек.

Возраст и размеры

Практически все православные школы и гимназии имеют солидный (если учитывать исторические условия) возраст: большинство из них появились в 1990-е годы. Первые православные классы возникали в Москве в 1980-х, однако существовали подпольно: до принятия в 1990 году закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» религиозное образование фактически было запрещено. Однако именно это создало нереализованную потребность в подобных учебных заведениях: первая православная школа открылась в том же 1990 году, а к 1993-му таких школ было уже двенадцать и училось в них около 1,5 тыс. детей.

Уже отметили свой 20-летний юбилей Православная классическая гимназия «Радонеж» и ЦО «Знак», ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп.Серафима Саровского», школа «Во имя Иоанна Богослова». В 1992-1993-х годах появились Елизаветинская гимназия, Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа, Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина. Школа «Ника» открылась в 1995-м, гимназия «Эллада» во имя свв. Кирилла и Мефодия — в 1996-м, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского в Сергиевом-Посаде — в 1998-м. Самые молодые — Православная классическая гимназия «София» в Клину (2000) и Димитриевская школа (2003).

Сегодня все православные школы имеют подходящие для образовательного процесса помещения, однако многим в них тесновато.

Свои здания есть лишь у гимназии «Эллада», гимназии во имя преп. Сергия Радонежского и у Свято-Петровской школы. Еще у трех школ есть здания, предоставленные им в безвозмездное пользование: у Свято-Владимирской, у ЦО во имя преп. Серафима Саровского и у гимназии «Радонеж».

Если бы рейтинг проводился по этому параметру, то первое место с большим отрывом заняла бы гимназия «Эллада», владеющая собственным пятиэтажным зданием с большой территорией, на которой есть спортплощадка, стадион, детский городок, футбольное поле и даже маленький «зоопарк» — вольеры с белками и ежом. Размер классов в «Элладе» — 50 кв. метров, на каждого учащегося приходится 17,5 кв. метра — это в среднем в два раза больше, чем у других школ.

Важным критерием для оценки школы является количество учащихся. Небольшие классы, достаточное число педагогов и «семейная» обстановка — отличительная черта всех частных школ, одной из главных задач которых был и остается уход от «массовости» государственных образовательных учреждений, не учитывающих индивидуальные особенности и потребности учеников.

По своему размеру православные школы неодинаковы: открывает список гимназия «Знамение» (120 учеников), а замыкает — школа «Ника» с рекордно большим числом учащихся — 537 (560 с дошкольным отделением). Это уже размер средней государственной школы.

 

Таблица 1

Название учебного заведения

Кол-во учеников

Кол-во детей в классе

Кол-во детей на одного педагога

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

120

15

4

НОУ «Во имя Иоанна Богослова»

125

8-17

5

НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин

127

15

6

НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»

133

5-17

4

АНО ЦО «Знак»

147

до 12

3-4

НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»

153

16

3

НОУ «Елизаветинская гимназия»

160

15,5

5,3

АНО СОШ «Димитриевская»

194

3-24

5

НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»

200

12-15

6

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

225

15

5

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского

235

16

5

НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»

311

8-17

5

Православная Свято-Петровская школа

350

14-24

5,8

НОУ школа «Ника»

537

до 16

10

 

В тех школах, где учится до 200 человек, каждый класс существует в одной параллели (за исключением гимназий «София» и «Радонеж»: в первой начальные классы учатся в две смены, во второй — в начальной школе по два параллельных класса). В остальных классы существуют в две параллели, а у школы «Ника» количество параллелей доходит до пяти.

Во многих школах окончание подготовительных отделений (рассчитанных на год или два) является желательным условием для приема в 1-й класс («своих» детей берут в первую очередь, остальные становятся в «лист ожидания»). Во всех школах (исключение — «Во имя Иоанна Богослова») при поступлении существует конкурс 2-3 человека на место. Самые популярные — все та же школа «Ника», где в среднем 4-5 человек на место (по словам директора школы, в этом году доходило и до 20) и Елизаветинская гимназия, где в разные годы конкурс от 2 до 7 человек. В некоторых школах есть конкурс в старшие классы, хотя данные о выпускниках говорят скорее о минимальном проходном балле при наборе в 10-й класс, чем о реальном конкурсе.

Образование и «успешность»

Как вспоминали люди, стоявшие у истоков создания первых православных школ, основная задача им виделась прежде всего в создании «семейной» обстановки и возможности изучать Закон Божий, а образованию уделялось недостаточно внимания. Негативный опыт советской школы диктовал все делать от обратного: не требовать от учеников прилежания и хороших оценок, не создавать конкурентной среды, только поощрять, но не наказывать. Это сказывалось на качестве образования и дисциплине, школы закрывались.

В современной православной школе дети не только получают хорошее базовое образование, но учиться здесь зачастую сложнее, чем в обычной школе — интеграция православного и общего образовательных компонентов создает повышенную образовательную нагрузку.

Исходя из заявленных целей и задач, православные учебные заведения делятся на общеобразовательные школы, центры образования, гимназии и классические гимназии.

Об образовательном уровне гимназий говорят предметы, изучаемые в качестве гимназического компонента. Это несколько иностранных языков — как современных (английский, немецкий, французский, испанский; а в школе «Знамение» изучаются еще и сербский с новогреческим), так и древних (латынь, древнегреческий, церковнославянский). В гимназии «Эллада», школе «Ника», Елизаветинской гимназии, гимназии «Знамение», ЦО «Знак», в Центре во имя преп. Серафима Саровского есть возможность получить языковые сертификаты. Помимо языков в гимназиях изучают риторику, философию, логику, историю и литературу изучаемого языка, а также деловой этикет, экономику и православное краеведение и т. д.

Если говорить об успешности школ, то можно оценивать их по нескольким параметрам. Во-первых, это количество медалистов и победителей олимпиад. Во-вторых, это количество выпускников. Не секрет, что многие родители, дети которых имеют математические и естественно-научные способности и нацелены на поступление в соответствующие вузы, предпочитают переводить их в старшие классы спецшкол. Таким образом, этот пункт является неформальным показателем доверия к школе со стороны учеников и родителей и говорит о ее успешности ничуть не меньше, чем результаты ЕГЭ. Абсолютным лидером по этому показателю является Православная Свято-Петровская школа — 30 человек, что составляет более четверти выпускников всех 14 школ. А вот данные о том, сколько выпускников поступило в вузы, малоинформативны: практически все сегодняшние выпускники куда-либо да поступают. Это связано с тем, что их количество сегодня фактически сравнялось с количеством бюджетных мест в вузах. Намного важнее то, в какие именно вузы поступают выпускники — это третий фактор. Ну и конечно, учитываются средние баллы ЕГЭ, ГИА и аттестата о среднем образовании.

И если выводить победителя по указанным выше критериям, то становится видно, что им является Православная Свято-Петровская школа: при выпуске 30 человек со средним баллом ЕГЭ 67,34 в школе есть три медалиста (1 золотая и 2 серебряные медали) и победители олимпиад.

Таблица 2

Название

Кол-во учеников

Кол-во выпускников

Поступившие в вузы

Средний балл ЕГЭ

Средний балл ГИА

Аттестат о среднем образовании

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

120

 

 

4

4,5

НОУ «Во имя Иоанна Богослова»

125

8

МГУ, РХТУ им. Менделеева, Институт им. Сурикова, МГТУ им. Баумана, МВА им.Скрябина, РАГС

Матем. — 50,8; русс. яз. — 79

Матем — 3,4; русс. яз. — 3,75

 

НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин

127

11

 

59,4

24,4

4,3

НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»

133

5

ГАУГН, Финансово-юридическая академия, МГУКИ, МГПУ им. Крупской, Государственный институт русского языка им. Пушкина.

68

4

4,1

АНО ЦО «Знак»

147

0

—*

 

НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»

153

7

МГУ, ПСТГУ, РУДН, ММА им. Сеченова, Академия Управления делами президента РФ

50

-

4,6

НОУ «Елизаветинская гимназия»

160

3

Московский национальный энергетический исследовательский институт МЭИ, Московская ветеринарная академия им. К. И. Скрябина, Российский университет дружбы народов РУДН

55,5

3,8

 

АНО СОШ «Димитриевская»

194

3

МГУ, МПГУ, ПСТГУ

59,8

3,6

4,2

НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»

200

5

 

65

25,2

4,4

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

225

4

 

69

90

4

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского

235

9

90%: МАИ, Российский университет кооперации, ПСТГУ, Регентская школа при Московской духовной академии, Московский государственный областной университет, Московский государственный университет леса, Ярославский театральный институт

 

65

Матем. — 4,8; русс. яз. — 4,5

 

НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»

311

8

 

 

 

4,7

Православная Свято-Петровская школа

350

30

МГПУ, МИРЭА, ПСТГУ,

1-й Медицинский институт, Военный университет МО РФ, 2-й Медицинский институт, МГУ, Полиграфический институт, Горный институт, МГХПА им. Строганова, РНИМУ им. Н.И.Пирогова, МПГУ.

67,34

Матем: из 41 — 33,10;

русс. яз.: из 33 — 19

 

4,2

НОУ школа «Ника»

537

14

 

 

 

 

* В 2011 году в школе «Знак» выпуска не было. В 2010 году средний балл ЕГЭ был 68,5, ГИА — 4,15, аттестат о среднем образовании — 4,15.

Социальная ориентация

Не все родители, выбирая ту или иную школу, ориентируются только на показатели ЕГЭ и количество иностранных языков. Образовательные запросы у всех разные. Более того, не все дети по тем или иным причинам имеют возможность учиться по усиленной гимназической программе — но и им необходимо хорошее образование и православное воспитание. Несмотря на то что в православных учебных заведениях большое количество детей из многодетных семей (рекорд здесь опять принадлежит Свято-Петровской школе — 95%), не все школы могут считаться социально ориентированными. Не везде принимаются дети, имеющие серьезные проблемы со здоровьем: о наличии инклюзивного образования заявили всего 8 школ из 14, при этом чаще всего речь идет о детях с сохранным интеллектом. Отчасти это объясняется тем, что ни одна из православных школ на сегодняшний день не имеет коррекционных классов и специалистов — дефектологов. По одному коррекционному педагогу есть только в четырех школах, психологи есть в восьми школах, а в целом количество логопедов — по одному на 100 детей. Этого явно недостаточно для школ, где около половина учащихся — из многодетных семей. Хорошая ситуация в школе «Знак», центре во имя Серафима Саровского и школе «Ника». А вот как в школе «София» при наличии инклюзивного образования и детей из детдомов обходятся не только без психологов, но и без логопедов, непонятно.

Таблица 3

Название

Дети из многодетных семей (%)

Инклюзивное образование

Дети из детдомов (%)

Наличие психолога

Наличие коррекционного педагога

 

Наличие логопеда (кол-во на 100 детей)

Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине

42

Есть

Есть

Нет

1

НОУ «Во имя Иоанна Богослова»

47

Нет

Нет

Нет

 

1

НОУ «Православная классическая гимназия “София”», г. Клин

38

Есть

1%

Нет

Нет

Нет

НОУ «Свято-Владимирская общеобразовательная Православная школа»

47

Нет

Нет

Нет

Нет

1

АНО ЦО «Знак»

19

Есть, 3%

Нет

Есть (2 чел.)

Нейро-психолог

1

НОУ «Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина»

30

Нет

1

Есть

Нет

1

НОУ «Елизаветинская гимназия»

32

Есть

5 (8 чел.)

Нет

Нет

1

АНО СОШ «Димитриевская»

68

Есть

15

Нет

Есть

2

НОУ ЦО «Православная классическая гимназия “Радонеж”»

63

Нет

Есть

Есть

1

Гимназия «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия

10

Есть

Нет

Есть

Нет

1

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского

Есть

Нет

Есть

Нет

0,5

НОУ ЦО «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского»

45

Есть

Приемные дети

Есть (2 чел.)

1

1

Православная Свято-Петровская школа

95

Нет

Нет

Нет

Нет

0,3

НОУ школа «Ника»

18,4

Нет

Нет

Есть (7 чел.)

Есть

1,2

Свои причины

Для такого большого мегаполиса, как Москва, где на сегодняшний день около 900 тыс. детей учатся в 1,66 тыс. школах, всего 22 православные школы с 4,5 тыс. учениками — это, безусловно, капля в море (0,5%). Столь малое число учеников объясняется не только отсутствием спроса (как мы видим из анкет, конкурс в эти школы есть), не низким уровнем образования, но ограниченностью школьных площадей, нехваткой средств и невозможностью что-либо изменить в этой ситуации: либо государство должно пойти навстречу частным школам и предоставить им такие же материально-технические условия, как и государственным, либо школы должны поднять плату за учебу, что для большинства из них является заведомо невыполнимым условием. На то, что православные школы создавались в 1990-е годы, а в 2000-х их количество практически не росло, есть свои причины, и связаны они с отсутствием социального заказа со стороны государства.

Ирина КОСАЛС



 

 



К списку новостей



 

Яндекс.Метрика