Главная   Контакты   Карта сайта
 
Инициаторы проекта:
Нескучный сад - Журнал о православной жизни ОТП Банк - Доверяя друг другу
Православный журнал «Нескучный Сад» и ОТП Банк
 
Наши эксперты
О Проекте   Рейтинг школ-2011   Дискуссия
 
Алексей КоровинПрезидент ОТП Банка

Деловое сообщество крайне заинтересовано в росте благосостояния граждан и в гармоничном развитии страны. Улучшения в сфере образования -- прямой к этому путь.

 
Иерей Алексей АлексеевЗаведующий отделом религиозного образования и катехизации РПЦ

«Современная православная школа, как мне кажется, в обязательном порядке должна заниматься привлечением благотворителей. К сожалению, такова современная реальность»

 
Елена ПенскаяДекан факультета филологии НИУ ВШЭ

Я работаю со студентами. Второй, третий, четвертый курсы. Недавние школьники. Хорошие дети. Им многое интересно.

 



   
 

Здесь были книги

Малокомплектные сельские школы еще поживут. Но, похоже, недолго.

Прорва бездонная


В селе Долговицы (Псковская область) закрывают сельскую школу. Точнее, «реорганизуют», ибо закрыть ее без одобрения сельского схода нельзя, а вот реорганизовать — пожалуйста. Сельский сход не дал согласия, но ведь это такая формальность, если надо экономить государственные деньги. Власти считают, что содержать школу на всего-то 15 учеников (пять лет назад было вдвое больше) — неподъемно дорогое удовольствие. Жители Долговиц вышли на акцию протеста, немало удивив чиновников: за последние годы в районе закрыли 8 малокомплектных школ, и ничего, как-то жители перенесли. Наверное, перенесли бы и долговицкие, но им автобуса не предложили: до ближайшей крупной школы — 25 километров, а время проезда на школьном автобусе, по нормативам, не должно превышать полчаса в общей сложности, - плюс в селе ни остановки автобусной, ни даже приличного разворота, а уж дороги - настоящие «эх дороги». Поэтому долговицких детей предложили, ничтоже сумняшеся, перевести в интернат (такой же, как и школа: с печным отоплением и сортиром на улице. Двадцать первый век, ничего удивительного. В прошедшем учебном году интернат простоял пустым, без единого постояльца - из-за лютого холода и неуюта никто не рискнул отдать детей.). Родители интерната не хотят, не понимают — зачем это сиротство, во имя чего, почему ребенок не может жить дома? 



Тут не какое-то оригинальное злоумышление псковских оптимизаторов: от малокомплектных школ, можно сказать, стонут - везде. Это ярмо на шее любого бюджета. Это черная дыра, пожирающая громадные деньги, бездонная прорва, практически не дающая, при всех вложениях, полезного выхода: качество образования «сами понимаете какое», сколько ни вкладывай — все бесполезно. Вот чиновники жалуются «Псковской правде»: при подушевом финансировании на одного ученика малокомплектной уходит 90 тысяч рублей в год - втрое больше, чем в среднем по области (правда, не уточняют, что это на 30 тысяч рублей меньше, чем «подушевые» на одного ученика московской гимназии или лицея), из-за этого трещит весь бюджет, в районе не хватает 6 миллионов на зарплату учителям, пришлось даже отрезать от бюджета на здравоохранение, учителя ездят на семинары за свой счет, ремонт делать не на что. И все ради чего? Чтобы обеспечить неполными ставками семь сельских педагогов? 

Противопоставить этим претензиям малокомплектная сельская школа может только одно достоинство — индивидуальный подход. Два ученика на одного учителя — это уже ощутимый плюс. Правда, на эффективности и качестве это особенно не сказывается, конечные показатели так себе. К тому же уезжают учителя, не в силах жить на грошовые зарплаты, только в прошлом году из Долговиц уехали сразу три учительские семьи. Закрывать? По-хорошему, надо закрывать. И пусть говорят, что село погибнет, - стоят же вокруг села, из которых в последние годы изъяли это излишество - школы, и ничего, стоят, в них все еще теплится какая-то жизнь. 

Дорогое ли удовольствие?


Самое удивительное во всех этих давно ведущихся разговорах о малокомплектных школах - апелляции к дороговизне предприятия. А, собственно, почему бы и нет? Почему нефтяная страна не готова тратить на ребенка из глубинки столько же, сколько на столичного ребенка? Да, региональный бюджет худее столичного, - но разве это совсем уж нерешаемая проблема? Вопрос сохранения малокомплектных школ - прежде всего вопрос социальной справедливости. 

Ребенок из малонаселенной деревни несомненно заслуживает больших — и , может быть, бОльших вложений, чем городской ребенок. И не только потому, что он уже, по обстоятельствам рождения, обделен возможностями развития и бытовым комфортом, доступом к полноценной социальной инфрастуктуре. В отличие от своего городского, а в особенности столичного сверстника, крестьянский подросток почти гарантированно пойдет в армию. Армия, как мы знаем, давно уже стала социально гомогенной, абсорбируя детей из самых незащищенных - бедных и бесправных - слоев (правда, в некоторых военных частях с технической специализацией - связь, ракетные войска и т. д. - сильно выросло количество призывников с высшим образованием, но это не общая тенденция). Посмотришь на какие-нибудь внутренние войска — сплошь низкорослые, недокормленные, худые дети. Военкоматские врачи говорят про основную проблему сельских призывников — «дефицит массы тела», распространенная практика - мальчиков отправляют на пару месяцев в госпиталь на откорм.) Пресловутые социальные лифты для этих детей формально действуют, но чтобы просто войти в этот лифт, сельский ребенок должен приложить усилия стократно превосходящие усилия городских выпускников, проявить способности и настойчивость поистине незаурядные. И не потому что он глуп, а потому что нет в жизни равенства, прости, хотя Конституция, конечно, хорошая книжка.

Потеря уклада


Но нет, не заслуживает этот ребенок каких-то особенных инвестиций и компенсаций. Все последние годы сельскому ребенку — и заодно сельскому учителю - интенсивно напоминают, что он слишком затратный и неэффективный. А если будет ездить за 10-20 километров, будет получать от школы больше (потому что школа, по умолчанию, больше, а значит, лучше — но чем? не объясняют), а тратить на него будут меньше. Под эту песню закрываются малокомплектные школы, увольняются учителя, и, лишенные последнего земского участия, деревни деградируют в ускоренном режиме. Правда, в новой школе, в 20 километрах тоже нет особенной образовательной благодати, но зато можно утешаться государственной экономией. 

Деревни, у которых отняли школу, вопреки прогнозам не вымирают окончательно, - но они теряют уклад и привычный ход существования. В вопросе о социальной роли школы, как правило, игнорируют тот символический аспект, который оправдывает и непомерные, по районным меркам, расходы, и пресловутую «малоэффективность». Школа не просто «селообразующее предприятие»: в маленьком селении она остается последним прибежищем сельской интеллигенции. Церкви в таком селе чаще всего нет, библиотеки и дома культуры благополучно убиты и в больших поселениях, фельдшерский пункт — тоже большая редкость. Да и собственно крупного производства (ЗАО, ООО) тоже, как правило, нет, - они в селах покрепче, побогаче. Но пока держится школа - в семьях водятся какие-то книги, семьи посещают праздники, елки, советуются с учителями, - именно в разносословном общении, в контакте с социальным институтом поддерживается иллюзия нормы, присутствия другой жизни и других ценностей. Конечно, учитель не может заменить священника или врача, но воленс-неволенс он берет на себя часть его социальных функций — выслушать, ободрить, дать совет, помочь написать заявление. Нет учителя — в селе не остается никого из «образованных», кроме, может быть, главы администрации.

Еще одно «прощание с Матерой» - уж сколько их было в истории российской деревни, не сосчитать. 

Пусть еще поживут


«Модернизация образования» уже не первый год - бранное выражение; риторика оптимизации (застенчивый эвфемизм ликвидации) сельских школ болезненно царапает слух, - и теперь правительство проявляет некоторую чуткость и призывает другую риторику. На днях случилось удивительное: участвуя в пленарном заседании II Всероссийского форума сельских поселений, премьер Путин выступил в защиту малокомплектных школ. 

Премьер пообещал: малокомплектные какое-то время еще поживут, подышат. Не все, конечно, но «там, где это целесообразно», они будут сохранены. Потому что, конечно, очень хотелось бы централизовать всех детей в больших, приличных, оборудованных школах, но в стране 46 тысяч населенных пунктов на селе не имеют подъездных дорог с твердым покрытием, и в ближайшее время, несмотря на оживленное дорожное строительство, эту проблему не решить. Поэтому предложена другая модель - создавать «базовые учебные заведения, оставляя филиалы в малых населенных пунктах, и при этом делать все, чтобы юные жители села могли получить образование, не уступающее по качеству городскому». Для этого из федерального бюджета выделены 120 млрд рублей на ближайшие три года. Премьер пообещал, что на эти деньги будет закуплено «оборудование для учебных лабораторий, спортивных залов, медицинских кабинетов, школьных столовых. За счет дополнительной закупки компьютеров, увеличения скорости подключения к интернету созданы возможности для дистанционного обучения учащихся – будут создаваться такие условия, где-то уже есть на селе, где-то еще нет, но нужно будет это сделать». Малокомплектные школы станут «филиалами крупных, хороших образовательных учреждений, чтобы ребятишки, живущие на селе, имели возможность, как я уже сказал, получать качественное образование, используя дистанционные формы обучения. И для муниципалитетов, для регионов в то же время это должно означать снижение издержек по содержанию этих малокомплектных школ».



Но «снижение издержек» означает, что основные средства будут направляться в «кустовые» школы. А малокомплектные школы признаны неизбежным, но временным послаблением — до появления «твердых покрытий». Их блестящее финансовое будущее тоже не оставляет сомнений: премьер пообещал сосем уж замечательную вещь - «на каждого сельского школьника мы будем направлять денег в 2 раза больше, чем на всех других школьников, в рамках этой программы модернизации школьного образования». Зачем же в два раза, если уже сейчас - в три раза, хотя туалет по-прежнему на улице? Это сокращение или прибавка? Нет ответа. 

Уже есть удивительный прецедент школы совсем без издержек. Православная школа в подмосковной деревне Мышкино, формально приписанная к Ворошиловской школе Можайского района на правах классов семейного обучения, - прямо-таки мечта оптимизаторов. Уже несколько лет она живет исключительно на спонсорские и родительские деньги, - из них учителям выплачивают очень небольшую зарплату. Организатор школы Алексей Николаевич Смирнов рассказывает, что «подушевые» просто не доходят до учеников, - по его словам, руководство Ворошиловской школы говорит, что средства, выделенные на православных детей, по каким-то тонким бюрократическим правилам «отправляют обратно». Получить лицензию не удалось — здание у православной школы свое, подаренное жертвователями, но по нормативам - очень маленькое. Невероятная ситуация: школа оказывает образовательные услуги в объеме федерального стандарта, работают квалифицированные учителя, дети, наконец, сдают экзамены, - и все исключительно на энтузиазме, государству обходится в ноль рублей ноль копеек.«Судиться? - печально переспрашивает Алексей Николаевич. - Нас тогда и вовсе закроют»... Смирнов, он же староста церковного прихода, упорно ищет мирное, бесконфликтное решение, пытается оформить свою школу как часть любой городской, и чиновники исправно сообщает ему, что право-то он имеет, но вот мочь не может, как это оформить - не знаем, не знаем... Двадцать с лишним детей, полный день, хорошие результаты на экзаменах - никому не нужно такое добро?. 

«Сводит на нет конкуренцию»


Прежде закрывали школы типа долговицкой — на 10-15 человек, теперь малокомплектной объявлена и сельская школа очень приличной, стандартной численности — до 100 учеников; там, видите ли, нет параллелей. Вот жалуется вятский губернатор Белых: 73 процента всех школ области в системе общего образования - малокомплектные, а учеников в них — всего 23 процента. Средняя наполняемость классов в сельских школах – 8,5 человека – почти вдвое ниже нормативной (14 человек). По убеждению губернатора, «такая наполняемость снижает эффективность труда учителей, использования материальных ценностей, сводит на нет конкуренцию между учениками, особенно в выпускных классах» (пресс-центр Правительства Кировской области). Поразительный аргумент про конкурентную среду. И «материальная ценность» — компьютер — видимо, хуже используется, если с ним работают 8 человек вместо 14. «Рентабельность», конечно, священная корова либерала, но не до такой же степени, чтобы с водой выливать столько детей. 

А пока — протестные настроения появляются даже и у самых индифферентых граждан. Под Читой, в районном городе Петровск-Забайкальский, собрались закрыть сразу три предместные малокомплектных школы (№5, №7 и №9) — городская дума посчитала, что 9 школ на 2000 учеников в городе — это слишком щедро. Школы по факту — сельские, поселковые, но де-юре — уже городские, потому что три поселка совсем недавно были включены в черту города. Старинная идея «стирания грани между городом и деревней» реализовалась в два счета, - и школам предъявили невыполнение уже городского норматива наполняемости классов (25 человек). «Вопрос решен», - повторяет местная власть, почему-то забывая, что окончательное решение о закрытии школы принимает все-таки сход жителей муниципального образования. Первый сход состоялся в День защиты детей, но резолюции не случилось: жителям так и не объяснили, кто будет платить за доставку их детей на маршрутных такси (до ближайшей «полноценной» школы — 8 километров). Накануне Дня России, 11 июня, родители собрались на другой сход, но власть не приехала — кому охота тратить выходные. Тогда родители двинулись к зданию городской администрации и заночевали на ступеньках. Утром появился мэр и предложил гражданам разойтись, конкретно так предложил, без сантиментов. Итог — задержанные активисты, аресты на семь суток, голодовки, - и полная неопределенность Вопрос решен, повторяют власти. В одном освободившемся здании разместится военкомат, в другом — ветлечебница. Оптимизация продолжается.

Евгения ДОЛГИНОВА



 

 

Этот материал на сайте "Милосердие.ru"

К списку новостей



 

Яндекс.Метрика