Главная   Контакты   Карта сайта
 
Инициаторы проекта:
Нескучный сад - Журнал о православной жизни ОТП Банк - Доверяя друг другу
Православный журнал «Нескучный Сад» и ОТП Банк
 
Наши эксперты
О Проекте   Рейтинг школ-2011   Дискуссия
 
Алексей КоровинПрезидент ОТП Банка

Деловое сообщество крайне заинтересовано в росте благосостояния граждан и в гармоничном развитии страны. Улучшения в сфере образования -- прямой к этому путь.

 
Иерей Алексей АлексеевЗаведующий отделом религиозного образования и катехизации РПЦ

«Современная православная школа, как мне кажется, в обязательном порядке должна заниматься привлечением благотворителей. К сожалению, такова современная реальность»

 
Елена ПенскаяДекан факультета филологии НИУ ВШЭ

Я работаю со студентами. Второй, третий, четвертый курсы. Недавние школьники. Хорошие дети. Им многое интересно.

 



   
 

Круглый стол «Воспитательные задачи и проблемы православных и православно-ориентированных школ»

Главная цель православной школы - воспитать христиан. В этом были единодушны участники круглого стола «Воспитательные задачи и проблемы православных и православно-ориентированных школ», организованного журналом «Нескучный сад» и ОТП Банком 14 апреля в Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия.  Но как проверить качество воспитания?

Подходят ли дети к священнику под благословение, как они одеты, молятся ли в школе перед занятиями и после них? Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) сказал, что именно на это в первую очередь обращают внимание сотрудники сектора, посещая православные гимназии. Также важно, по его мнению, часто ли ученики исповедуются и причащаются, воцерковляются ли их нецерковные друзья. Но за этим должны следить родители и педагоги. И все равно неизвестно, сохранит ли человек свою веру после школы. Отец Лаврентий поделился собственным опытом. Придя к вере в 11 лет еще в советское время, в 10 классе он пережил период охлаждения - три месяца вообще не ходил в храм. Сам не мог понять, почему, но он напомнил участникам круглого стола, что через это в переходном возрасте проходят многие верующие дети. Ни в коем случае нельзя на них давить, но семья и школа должны постараться найти причину охлаждения. Известно, что многие дети из верующих семей, в том числе и выпускники православных школ, после окончания школы уходят из храма. Отец Лаврентий считает, что это говорит о проблемах воспитания в православной школе.
 

«Мир идет быстрее, чем мы успеваем ему сопротивляться», -- признается заместитель директора по воспитательной работе Свято-Петровской православной школы священник Иоанн Воробьев. За 19 лет школу окончили около 400 человек, почти со всеми отец Иоанн, сам выпускник этой школы, знаком. По его словам, в Церкви остается меньше половины. В светских вузах они оказываются белыми воронами, и далеко не всем удается сохранить веру. Главная цель православной школы - воспитание христиан, твердых в вере, на практике сегодня трудно осуществима. Но все же есть шанс, что, пройдя через ошибки, падения и испытания, выпускники православной школы вспомнят, чему хорошему и светлому их учили, и, как блудный сын, вернутся в Церковь. Вероятность прихода или возвращения в Церковь выпускников светских школ гораздо меньше, так как там сегодня вообще не занимаются воспитанием.


Об отсутствии воспитания в светских школах говорили многие участники круглого стола, но им возразила учитель истории и обществознания негосударственной школы «Ника» Надежда Ремизова. По своему опыту Ремизова знает, что воспитание в современной светской школе возможно, все зависит от учителей, в первую очередь - от преподавателей гуманитарных предметов. Она часто обсуждает с учениками проблему сохранения своей души, рассказывает им о влиянии СМИ на формирование общественного сознания, показывает им фрагменты фильмов, передач, рекламных роликов. «Сегодня СМИ - конкуренты семьи и школы. Задача школы -  научить ребенка защищаться от воздействия.

«Ника» - светская, но православно-ориентированная школа. Священник Платон Мурашкин из храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах ведет там факультатив по основам православной культуры, классные часы, на которых обсуждает с ними нравственные ценности, возит ребят на экскурсии по православным местам. Среди учеников школы есть церковные дети, но бывает, что они не ходят на факультатив по ОПК, а нецерковные, наоборот, участвуют во всех православных мероприятиях. По мнению отца Платона, судить о церковности человека до 30 лет преждевременно: «Мы можем и не увидеть результата, но наше дело сеять».

«Один из самых важных критериев качества воспитания - отношение детей к литургии и причастию», - считает директор Димитриевской школы священник Александр Лаврухин. Необходимо воспитать благоговение перед таинствами, а в православных школах часто добиваются противоположных результатов. По мнению отца Александра, в православной школе надо минимизировать православные компоненты. Поскольку учатся там дети из верующих семей, в первую очередь их религиозным образованием должны заниматься родители. В Димитриевской школе Закон Божий преподается раз в месяц, оценки не ставятся.

  С отцом Александром согласился отец Иоанн Воробьев: «Давать в школе систематические богословские знания - только вредить. Мы должны воспитывать их личным примером, но нельзя требовать от ребенка глубины понимания церковной жизни. Есть форма, а зачем она нужна, он сможет ответить, когда повзрослеет».

   Иначе думает директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков. В «Радонеже» Закон Божий преподается с 1 по 11 класс, в начальной школе в форме бесед, а, начиная с пятого класса, это серьезный предмет, по которому сдают зачеты, получают оценки и за двойки могут быть отчислены. Тишков убежден, что раз ребенок учится в православной гимназии, он должен знать Писание, литургику, догматику, а в 11 классе - уметь объяснить свою веру внешним. «Зачем ребенка помещать в православную гимназию? У него на докритическом уровне формируется стереотип»,- считает Тишков. Раз мы живем в рациональном мире, должны уметь защитить свою веру и на языке логики и рационализма. Ни один из выпускников «Радонежа», по словам Тишкова, из Церкви не ушел. И в светских вузах они интуитивно выбирают друзей, которые тоже оказываются православными.

Отец Платон Мурашкин считает, что, заставляя детей сдавать Закон Божий наравне с математикой и физикой, в «Радонеже» ставят слишком высокую планку. Это возможно, но только в связке с православными и православно-ориентированными школами, в которых нет таких жестких требований. Далеко не все дети даже из верующих детей смогут изучать Закон Божий в программе «Радонежа».

Отец Александр Лаврухин сказал, что многие дети в его школе смогли бы изучать  Закон Божий в таком объеме, но опыт показывает, что когда школьникам дают в большом объеме вероучительные дисциплины, не удается сохранить у детей отношение к Христу как к Личности. Не только опыт последних лет, но и дореволюционный, приведший к революции. «Наша задача - создать атмосферу примером жизни учителей», - объяснил отец Александр.

Следующий круглый стол - «Взаимоотношения православных школ и государства» - состоится в мае. 


Автор новости: Леонид ВИНОГРАДОВ
 

 

Этот материал на сайте журнала "Нескучный Сад"

К списку новостей



 

Яндекс.Метрика